Однокурсник ПУТИНА Леонид ПОЛОХОВ: «Окружение Путина — «бригада» из КГБ, ФСБ... Это «птенцы Сталина», самые настоящие бериевцы»
Российский полковник юстиции Леонид Полохов в 1975 году окончил юридический факультет Ленинградского университета, где учился вместе с нынешним президентом России Владимиром Путиным, с которым поддерживал тесные дружеские отношения до избрания того президентом России. С 1975 по 1999 год работал в Военной прокуратуре Ленинградского военного округа, прошел путь от следователя до начальника следственного отдела и военного прокурора. С 1990 по 1993 год Леонид Полохов — депутат Ленсовета, а с 1999 года — председатель Комитета социально-правовой защиты военнослужащих. По мнению Полохова, Путин никогда не решится развязать ядерную войну. Об этом он сказал в интервью «Радио Свобода».
«СЕЙЧАС В РОССИИ ПРАВИТ ОДИН ЧЕЛОВЕК, А ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ Я БЫ НАЗВАЛ ПРИКРЫТИЕМ»
— За последние два года произошло много событий, но главными, конечно, стали аннексия Крыма и российские военные действия в Украине.
— Мне вспомнились события 1979 года, когда мы вошли в Афганистан. Я был возмущен беззаконием с нашей стороны. Как это можно — прийти в какое-то государство с оружием, свергнуть всех, поубивать в президентском дворце, а потом говорить, что у нас есть какая-то мораль и нравственность? Ссылаться на то, что американцы во Вьетнаме воюют, а мы должны идти в Афганистан... Меня это страшно покоробило.
Когда в Крыму это произошло, у меня сразу возник вопрос: как же так? На весь мир кричим, что мы мирные люди, никогда ни на кого не нападем...
Мне мои друзья объясняли: «Это же наша бывшая республика». Я отвечал: «Ребята, Украина — иностранное государство! Какое мы имели право туда влезать?». Когда Совет Федерации дает разрешение на боевые действия в другом государстве, здесь уже и говорить не о чем. Почему так происходит сегодня? Я отвечу однозначно: потому, что сейчас в России правит один человек. Один! А все остальное: Совет Федерации, Государственная Дума, губернаторы и прочее — я бы назвал прикрытием... Сегодня президент руководит государством. Никто, кроме него. И что он сказал, то и будет исполнено.
— Вы знали Владимира Путина со студенческой скамьи. Когда он начал заметно меняться, как происходил процесс превращения его в того человека, которого мы сегодня наблюдаем?
— Когда Путин приехал из Германии и начал работать у Собчака, у него помощниками стали Владимир Чуров и Алексей Миллер. Вообще, мы все тогда учились. Когда мы пришли в Ленсовет, обнаружилось, что там такая каша... Пришли «большевики-революционеры», но с демократическими убеждениями. А откуда у заведующего кафедрой ЛГУ Анатолия Собчака опыт управления городом в шесть миллионов жителей?
Выступали с трибуны. И все хотели добра всем людям. Но опыта-то нет. И у Собчака. Я всегда к нему очень хорошо относился. Помните, он был депутатом СССР? Он был очень умным человеком. Но без опыта управления. Это люди, которые никогда в жизни ничем не руководили. Я не хочу Вову Путина, не дай Бог, критиковать, но он же никогда не руководил никаким отделом. Может, эти люди — вундеркинды, я не знаю... Вот это и погубило... Ведь если бы мне кто-то сказал, что он будет таким, каким стал сегодня, я никогда бы не поверил. И никто из наших ребят, которые вместе с Путиным учились, дружили, никогда не поверил бы.
Свита делает царя. Те люди, которые его окружают, были более опытны и по жизни, и по должностям, и по званиям... В Советском Союзе человек не сразу становился у руля государства, а где-то пониже — во главе министерства, заместителем министра...
Откроешь его биографию и узнаешь: он за эти 25 лет, пока занял крупный пост, столько прошел — начальник цеха, директор завода, а потом только руководил министерством. А у нас что? «Руководители»... Все разбираются в футболе, все рассуждают, почему «Зенит» стал так играть, и как надо... Недавно читаю газету «Советский спорт» и глазам своим не верю — вдруг гражданин Мутко, наш великий министр спорта, говорит: «А вот легионеры у нас — да, это серьезная проблема. Ну вот, президент намекнул, что надо составить такую-то схему...». Ну что это? Президент намекнул... Завтра президент скажет: «Нельзя ходить Е2-Е4, давайте ходить вот так». Президент сказал... Вот эта свита, я считаю, тогда еще, в мэрии, сделала Путина таким, каким он сегодня стал.
«МЫ СУНУЛИСЬ В КРЫМ И ТЕМ ПОРОДИЛИ ДОНБАСС. ЭТО МЫ, ТО ЕСТЬ НАШЕ «МИЛОЕ» РУКОВОДСТВО ВО ГЛАВЕ С ПУТИНЫМ, ВИНОВАТЫ В ТОМ, ЧТО ТАМ ГИБНУТ ЛЮДИ»
— А кто сегодня имеет самое сильное влияние на президента?
— Кроме Алексея Кудрина, порядочного человека, я не вижу никого рядом с Путиным, кто мог бы положительно на него влиять. Я знаю Кудрина еще со времен Ленсовета. Он единственный, кто способен нести позитив. Что касается всех остальных... Разные мнения бытуют о том, кто сделал Путина тогда.
Я с ним говорил по поводу его будущего президентства примерно года за два до избрания, когда он начал перескакивать с места на место (не сам, конечно, его переставляли как надо). Я позвонил, попросил, чтобы меня соединили. Путин был тогда директором ФСБ, а я — прокурором армии ПВО. Думал, не соединят. Минут через 20 звонок: «Леонид Михайлович? Владимир Владимирович сейчас будет с вами разговаривать. Вы извините, он был занят». Я думаю: «Ничего себе! ФСБ передо мной извиняется! Ну жизнь пошла!».
Поговорили мы с ним. А до этого он был назначен заместителем руководителя Администрации президента, начальником Главного контрольного управления президента. Я спросил его: «Чего ты прыгаешь туда-сюда?». А он говорит: «Так надо». Мол, надо эти посты пройти. Я не стал спрашивать, для чего надо их пройти, он сам мне сказал. Я спрашиваю: «А ты как считаешь, потянешь президентство?». Он говорит, типа, «будем стараться»... Я бы испугался, честно говоря...
Я от однокашников не слышал критики в его адрес. Ничего особенного. Некоторые с ним сразу стали ближе. Видимо, нюх у них хороший. А у меня нос большой, а нюх плохой оказался. А тогда были нужны деньги. Они всегда были нужны и тогда тоже — на выборы. Откуда денег взять? От тех друзей, которые рядом. А у друзей есть их друзья. Вот и появились. Не хочу называть фамилии, потому что я просто не ведаю, могу только предполагать... Но я слышал фамилии тех, кто крутился около него... Они и сейчас все на виду, все эти олигархи. Мои ребята говорят, что дали деньги на эти выборы. «Зачем деньги на выборы? — спрашиваю. — Вы что, с ума сошли? Там кнопку нажали — и выборы выиграны». Я шутил, конечно. Деньги нужны, страну надо объехать, агитация и прочее. Вот эти денежки и пошли.
А деньги ведь отрабатывать надо! Вот и начались такие, я бы сказал, непонятные назначения. Когда выбор падает на человека, с которым ты когда-то работал вместе, это понятно: ты его знаешь и так далее. Но когда назначают людей, которые никакого отношения к нему никогда не имели, причем очень, очень богатых... Мне говорят: «Он же богатый! Он воровать не будет». Я отвечаю: «Ребята, я в это не верю. Что значит «воровать не будет»? Он живой человек, воровать будет все равно». Вот и появилась свита.
Мне позвонил один журналист из Москвы и спросил, не для публикации: «До меня дошли слухи, что когда Путин готовился участвовать в президентских выборах, к его однокурсникам обратились с просьбой что-нибудь о нем написать в газеты. Объективно, да?». Все отказались. Я знаю пофамильно тех, к кому обращались, и тех, которые сейчас возле него. Так вот, мне позвонил его друг и мой друг тоже, сказал (дословно): «Леха, все эти наши козлы отказались. Напиши чего-нибудь. Ты умеешь. Ты — депутат, статьи писал. Черкани о Вове». — «Я черкану, — говорю, — но только честно. Хорошее и плохое. Покритикую». Он план одобрил: «Давай! Без критики ни в коем случае. Наоборот, хорошо!». Ну, я и написал. Перед выборами появилась моя статья «Мой друг Вовка Путин».
— Когда вы писали статью «Мой друг Вовка Путин», не ожидали, что его характер так изменится?
— Я же не предполагал, что этот мой друг влезет на территорию моей мамы (она украинка) и такое там натворит... Я всем говорю однозначно: то, что там «Крым — русский» и прочее, — я это даже слушать не хочу. Вы же — мои коллеги, прокуроры и следователи. Есть такое понятие — «причинно-следственная связь». Если бы мы не полезли в Крым... Мне все говорят — страшно: НАТО, Черное море, трали-вали... А что Черное море? Наши корабли там всю жизнь стоят. Что-то я не помню такого, чтобы НАТО туда лезло. Причинно-следственная связь в одном: мы сунулись в Украину с этим вопросом и тем породили Донбасс. Это мы, то есть наше «милое» руководство во главе с Путиным, виноваты в том, что там гибнут люди.
«ВСЕ, ЧТО КАСАЕТСЯ ЗАКОНА, — ШИРМА»
— Правильно было заявлено, что нарушено международное право. Я тоже так считаю: да, нарушили. А вот кто подсказал? Здесь вопрос. Может, я ошибаюсь, но если проанализировать круг тех людей, которые сегодня окружают Путина, близких к нему, которые ему на ухо шепчут, то понятно, что вся эта «бригада» — из КГБ, ФСБ... Помните, как говорили: «птенцы Керенского»? А это — «птенцы Сталина». Они — нормальные люди, неглупые, с высшим образованием, с опытом. Но прошлое наложило отпечаток: они вышли оттуда. И как ни крути, это самые настоящие бериевцы. Для них первое — это сила, никакого закона. Все, что касается закона, — это ширма. Сила, ненависть — вот что в ходу. Почему здесь такое отношение к людям? Почему они выступают с экранов со словами «вы такие бедные, и мы так стараемся сделать вашу жизнь лучше»? Как можно такое говорить, если ты знаешь, что человек получает 10-15 тысяч рублей в месяц, а ты — 500 тысяч?
— Внешняя политика Владимира Путина привела к тому, что сейчас многие всерьез обсуждают, может ли начаться ядерная война. Я поставлю вопрос иначе: может ли Владимир Путин начать ядерную войну?
— Никогда. И я в этом уверен. Я Путина очень хорошо знаю. Для этого надо быть слишком смелым человеком. Вот возьмите самые глобальные события, которые происходили в России с начала его президентства. Это «Курск», это Беслан, это Дубровка. Во время этих событий друзья у меня спрашивали: «А чего это президент молчит?». А я им отвечал: «Он выступит на третий день после смерти человека, как положено по нашему христианскому обычаю». Он и выступал на третий день. Меня спрашивают: «Почему?». Отвечаю: «Потому что сразу не сообразишь, что делать...». Посмотрите, эти «западники», как мы их называем... В Тунисе после терактов власти сразу хватают микрофон, выходят к людям и говорят: «Ребята, простите нас! Мы будем делать все, что возможно!». А здесь — нет.
Здесь после «Курска» и после всех событий, которые я перечислил... Я бы не сказал слово «трусость». Это было бы слишком громко. Но очень близко к этому. Я бы использовал дипломатическое словосочетание «подождем, посмотрим»... Поэтому никакой войны не будет.

Кинорежиссер Роман БАЛАЯН: «Давайте не будем о Михалкове — он мой товарищ, но если он крикнет: «Бей украинцев!», тогда я выступлю, и очень жестко!»
Художница Евгения ГАПЧИНСКАЯ: «Писать картины о войне мне не нужно — достаточно того, что мой муж в зоне АТО»
Евгений КИСЕЛЕВ об Олеге ТАБАКОВЕ: «Стыд-то какой, Олег Павлович! Какой стыд!»
Однокурсник ПУТИНА Леонид ПОЛОХОВ: «Окружение Путина — «бригада» из КГБ, ФСБ... Это «птенцы Сталина», самые настоящие бериевцы»
Теневой янтарь
Киевлянка Ирина ХОРОШУНОВА в дневнике 1941 года: «Уехали многие руководители, оставили народ. И нет у нас ничего впереди, кроме войны»
Автор Квадратного Ватника Антон ЧАДСКИЙ: «Ватниками не рождаются —ими становятся, потребляя ту информацию, которую изо дня в день подает телевидение»
Илья РЕЗНИК: «За все эти годы бесконечные расспросы о Пугачевой, которая братом меня называла, а потом сама же эти родственные чувства где-то подрастеряла, мне надоели, но что поделать, если из творческой ее биографии никто уже ни меня, ни моих песен не вычеркнет?»
Курортный сезон в оккупированном Крыму: дешевый бензин, дорогая еда и капризные россияне
Замминистра юстиции Украины Гия ГЕЦАДЗЕ: «Скоро гражданам России — поддерживают они политику Путина или нет — придется платить компенсации украинцам»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги